К 400-летию со дня рождения Жана Батиста Мольера павловопосадские библиотекари составили подборку книг автора

15 января исполнится 400 лет со дня рождения французского драматурга и актёра Жана Батиста Мольера. Ознакомиться с его произведениями можно в Центральной библиотеке городского округа Павловский Посад.

Имя Жана Батиста Мольера неразрывно связано с апогеем французской классической комедии. Его до сих пор считают одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества.

Настоящее имя драматурга Жан-Батист Поклен. Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое. Когда Жану-Батисту было 10 лет, от туберкулеза умерла его мать, к которой был очень привязан.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, с которой позже у них завязались отношения. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика «Школы жен»», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее, в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться. Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Мольер написал 12 самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времен, некоторые из них в стихах, другие — в прозе. Он входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Мольер закрепил потенциал комедии как серьезной гибкой формы искусства.

Яндекс.Метрика
Политика конфиденциальности © 2020. Все права защищены